RIC
Региональный информационный центр
научно-технологического сотрудничества с ЕС
 

Предложение о партнерстве для совместного участия в 7РП

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина - Стратегии регионального развития (Направление: Региональные проблемы социально-экономического развития)

Вернуться назад
Дата заполнения 05.06.2007
Название организации Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
Адрес организации РФ, Тамбовская обл., 392000 Тамбов ТГУ, ул. Интернациональная, 33
Подразделение/отдел кафедра экономической теории и истории; Учебно-исследовательский центр
Контактное лицо Смолина Елена Эдуардовна, д.эк.н., профессор
Телефон +7-74752-723434 (доб. 229); 8-74752-712703
Факс +7-74752-712703
E-Mail regecn@tsu.tmb.ru
Сайт http://tsu.tmb.ru
Тип организации
  • Научно-исследовательская
  • Образовательная
Специальная программа
Тематическое направление
Социально-экономические и гуманитарные науки (SSH)
Идентификационный номер конкурса
Номер(а) тем(ы) и название Стратегии регионального развития (Направление: Региональные проблемы социально-экономического развития)
Крайний срок подачи заявок -
Краткое описание Вашей организации -
Краткое описание предложения о партнерстве Объявленный Президентом РФ процесс перехода российской экономики к ускоренному экономическому росту (двукратный рост ВВП к 2010 г.) настоятельно требует развития идей эффективной реализации стратегии развития субъектов национальной экономики. Приоритетное направление в современной экономике – теоретическое осмысление хода экономических реформ, и сформировавшееся в данном ракурсе научное направление – стратегии развития региона – занимает особое место в изучении перспектив развития экономических систем в России. В Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина сложился высококвалифицированный коллектив исследователей, плодотворно разрабатывающий проблему интеграции университета как регионообразующей организации с различными субъектами хозяйственной деятельности. Целью исследований является разработка стратегии социально-экономического развития региона, адаптированной к процессу реализации экономических интересов; уточняющей модель воздействия региональной администрации на ключевые сферы хозяйства региона. Концептуальные положения исследования заключаются в разработке стратегического подхода к сущности процесса социально-экономического развития регионов России. Содержание подхода включает: разработку механизмов, инструментария, алгоритмов, технологий и методики развития российского региона посредством повышения эффективности нормативных и регулирующих решений в управлении. Важным в концепции является интеграция национальных проектов, реализуемых в российской экономике, обеспечивающая средне- и долгосрочное развитие экономики региона в системе социально-экономической политики, с целью повышения конкурентоспособности. Это позволяет решать ряд теоретических и прикладных проблем комплексного реформирования экономической системы на базе гармонизации и реализации экономических интересов ее базовых и структурных элементов. Развитие экономики России определяется состоянием ее регионов как социально-экономических субъектов, которое, в первую очередь, зависит от места их расположения на территории страны и ресурсов, которыми они обладают. Экономический рост региональной экономики, улучшение жизни ее населения, стабильность экономической ситуации обусловлены повышением эффективности деятельности отдельных субъектов, величина которой свидетельствует о неодинаковом их вкладе в достижение высокого уровня развития национального хозяйства. Главной из причин этого является использование различных конкурентных преимуществ регионов страны. В связи с этим, каждый регион РФ может быть конкурентоспособным только в тех направлениях своего развития, для реализации которых в нем есть необходимый экономический потенциал. К сожалению, в России за прошедшие годы реформ так и не сложилась новая система регионального планирования и прогнозирования. Важно учитывать, что региональное планирование в странах с рыночной экономикой осуществляется в условиях главенствующей роли частного капитала. Следовательно, региональное планирование и прогнозирование не может игнорировать региональные стратегии, а также региональную политику частного бизнеса. Россия – федеративное государство, отличающееся разделением полномочий между федеральными и региональными органами власти. И федерация, и субъекты федерации несут свою долю ответственности за социально-экономическое развитие регионов, однако их деятельность должна быть, по меньшей мере, непротиворечивой, а желательно и скоординированной. Иначе говоря, становление эффективной системы регионального планирования требует разработки действенных механизмов взаимодействия федеральных и региональных органов власти в обеспечении социально-экономического развития регионов. В России пока что крайне несовершенен инструментарий федеральной региональной политики, т.е. инструментарий реализации решений регионального планирования. Слабо развита методическая помощь регионам, в том числе и в части разработки стратегий регионального развития. В современных условиях необходимы и принципиально новые подходы к формированию региональной информационной среды, создающей более комфортные условия для межрегионального обмена опытом, для принятия решений об инвестициях в регионах. Сегодня регион – главный субъект социально-экономических и политических отношений. Успешное функционирование региональной экономики во многом зависит от возможностей и умения региональных органов власти принимать оптимальные решения, учитывающие интересы центра и регионов. Для эффективного функционирования экономики в регионе в настоящее время необходимо иметь, прежде всего, благоприятную социальную среду. Одним из важнейших направлений социально-экономического развития страны является формирование гармоничных и благоприятных региональных отношений. Для осуществления эффективной политики в сфере социально-экономических отношений необходимо иметь ясную и обоснованную концепцию развития региона. Система региональных отношений во многом зависит от общей социально-экономической ситуации в стране. В кризисные периоды проблемы региональных отношений обостряются. Кризис вынуждает центральные органы власти действовать в условиях чрезвычайных ситуаций, что зачастую приводит к серьезным ошибкам, в результате которых возникают негативные процессы в экономике, политике, социальной сфере. В этой ситуации регионы и региональные органы власти не могут самостоятельно объединять свои усилия для укрепления единства и сохранения государства как единого целого. В процессе социально-экономического развития регионов большое значение имеют программы федерального, регионального и местного уровней. Но надо отметить, что современное состояние этих программ неадекватно общеметодологическим требованиям, предъявляемым к ним. Стратегия социально-экономического развития региона должна быть доходчивой, доступной, конкурентной и отвечать на три фундаментальных вопроса: 1. каковы характеристики желаемого состояния региональной экономики и каковы перспективы целеполагания процесса ее развития? 2. каков механизм реализации программ социально-экономического развития региона? 3. какие организационно-экономические мероприятия будут способствовать наиболее эффективной реализации разработанных рекомендаций? Регион является неотделимой составной частью единого государства, решает свои проблемы и самореализует свой потенциал посредством системы мер политических, правовых, экономических, социальных программ, направленных на создание условий для возникновения и развития потенциальных точек роста региона, что актуализирует выбор направления исследования.
Ожидаемые результаты: - предложить ключевые параметры социально-экономической политики России и выявить основные проблемы социально-экономического развития российских регионов на современном этапе развития; - выявить региональные аспекты социально-экономической политики, определяющие приоритеты при разработке комплекса мероприятий, обеспечивающих развитие регионов; - установить основные направления региональной социально-экономической политики России; - в контексте региональной доминанты социально-экономического развития России проанализировать существующие механизмы регулирования социально-экономического развития регионов; предложить усовершенствованные подходы к методикам социально-экономического развития; - выявить особенности социально-экономического развития регионов РФ (за период 1990-2006 гг.); - провести диагностику состояния и развития региональной инфраструктуры, и на этой основе уточнить характеристики инвестиционных процессов в регионе; - обозначить стратегические приоритеты регионального социально-экономического развития на период до 2015 г.; - сформулировать общеметодологические подходы к выработке стратегий социально-экономического развития российских регионов; - исследовать возможности программного метода при управлении социально-экономическим развитием региона; - определить способы повышения конкурентоспособности региональной экономики с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития национального хозяйства в целом; - разработать и научно обосновать систему первоочередных мер по активизации социально-экономических преобразований в российских регионах; - определить текущее состояние и выявить перспективы реализации национальных проектов в России (здравоохранение, образование, доступное жилье, сельское хозяйство); - разработать методологию комплексного анализа социально-экономического развития российских регионов, и на этой основе предложить стратегию стимулирования эффективной реализации национальных проектов; - предложить стратегию стимулирования эффективной реализации национальных проектов путем их интеграции в методологию комплексного социально-экономического развития российских регионов, что должно найти свое отражение в системе программной документации.
Ключевые слова социально-экономическая политика методика социально-экономического развития диагностика региональной инфраструктуры стратегические приоритеты регионального развития программный метод конкурентоспособность региональной экономики национальные проекты
Публикации по теме -
Описание предыдущего
и настоящего опыта участия
Вашей команды в европейских
или международных конкурсах/программах
Акроним и название: Региональный Университет – Ресурс развития региона. Тип проекта и программа: фундаментальные исследования; Выработка технического задания для проведения анализа взаимодействия российских региональных университетов с внешней средой «Региональный Вуз: роль и влияние на процессы социально-экономического развития региона: Взаимодействие Вуза с местным бизнесом, местной властью, общественностью и организациями третьего сектора»; «Третья миссия университетов: цели, действия и достижения западных ВУЗов». Web-сайт: www.neweurasia.ru Период реализации проекта: 2006-2008 гг. 2. Акроним и название: Системная модернизация управления университетом. Тип проекта и программа: прикладные исследования; совместный проект программы TEMPUS TACIS UM_JEP – 24217. Программа направлена на выработку деятельности университета, отличительной чертой которой явится четкая ориентация на реализацию инновационных образовательных программ и повышение инвестиционной привлекательности вуза, а также становление университета как центра кластера инновационно-образовательных программ развития приоритетных направлений социальной сферы и реальной экономики региона. Становление системообразующей роли университета в социально-экономическом развитии региона, ориентированного на повышение качества осуществляемых им образовательных программ и научно-исследовательских работ. Период реализации проекта: 2003-2006 гг.
Есть ли у вас опыт участия
в проектах Рамочных программ ЕС?
Нет