RIC
Regional Information Centre
for Scientific and Technological Cooperation with EU
 

FP7 Partner offer profile

Voronezh State University - Usage of new biological active molecule; Metabolomics

Go back
Date of filling in 04.07.2008
Organization name Voronezh State University
Organization adress Universitetskaya pl., 1, Voronezh, 304006, Russia
Department/Unit Biology and Soil Science Faculty, Chair of Medical Biochemistry and Microbiology
Contact person Popova Tatyana, DSc, Professor, Head of Chair
Phone +7-4732-208278
Fax +7-4732-208755
E-Mail tpopova@bio.vsu.ru
Web-site http://www.vsu.ru
Organization type
  • Research
  • Education
Special Programme
Theme
Food, Agriculture and Fisheries, and Biotechnology (KBBE)
Call identifier
Topic number Usage of new biological active molecule; Metabolomics
Call Deadline
Short description of the organization (max 12 lines): The Voronezh State University (VSU) was established on the base of Yuryev University evacuated in Voronezh in 1918. Yuryev (primary – Derpt) University, founded in 1802 by the decree of the Russian emperor Alexander I in Derpt (later - Yuryev, nowadays Tartu), was the second Russian university. The University became the center of education, sciences and culture of Central Chernozem region and continues to carry out these functions now. Now the training of the students in Voronezh State University has been carried out at 17 faculties. The graduates of the University work in 90 countries of the world. The Department of Medical Biochemistry and Microbiology was open at VSU Biology and Soil Science Faculty in 1997. Working group of the Department (more than 10 people, from them 7 have scientific degrees) owns wide experience of work in the field of research of cell metabolism organization and regulation, enzymology. The results of the Department employees investigations lately have found the reflection in 7 candidate dissertations, tens publications in the central journals, materials of the International and Russian conferences on biological and medical subjects. The research work, spent on the Department, repeatedly was supported by the Russian and International grants.
Expertise offered Our team can bring contribution on the decision of biochemistry fundamental problem connected to research of functioning of antioxidant system (АОS) and oxidative metabolism enzymes, capable to limit free-radical oxidation (FRО), at pathologies, connected with oxidative stress (experimental models of liver toxic defeat, myocardium and brain ischemia, hyperthyroidism at rats), and also at action of substances-protectors (thioctic acid, citrate, melatonin and several synthetic substances, received at Voronezh State University Chemical Faculty). Estimation of free-radical processes intensity in analysed tissues is realised by biochemiluminescence method, giving the integral characteristic of a FRO level, definition of the contents of lipid peroxidation primary products – diene conjugates, and DNA fragmentation as index of apoptosis development degree. Activity of AOS enzymes (superoxide dismutase, catalase, glutathione reductase and glutathione peroxidase) and level of some antioxidants (α-tocopherol, citrate, glutathione) in liver, myocardium, brain and blood serum at pathologies and protectors action are investigated. The research of aconitase, citrate synthase, NAD- and NADP-isocitrate dehydrogenases, NAD- and NADP-malate dehydrogenases, glucose-6-phosphate dehydrogenase and 6-phosphogluconate dehydrogenase functioning with application of purified enzyme preparations is also spent. The research of these enzymes expression regulation is realized. The reception of the information about properties of the enzymes capable to participate in a FRО intensity regulation in an organism by interaction, will allow to come nearer to comprehension of new aspects of antioxidant system enzymatic and not enzymatic components activity linking and regulation in mammals functionally various tissues at pathologies connected with oxidative stress development, and action of substances - protectors. The investigation of biochemical bases of reactive oxygen species formation regulation with the help of substances-protectors promotes clarification of molecular mechanisms of FRO intensity increase, which is a universal non-specific link in various diseases pathogenesis, prevention.
Scientific keywords Free-radical oxidation Antioxidant defense Oxidative metabolism enzymes Pathologies Substances-protectors
Publications on the topic (other references)
  1. T.N. Popova, T.I. Rakchmanova, K.-J. Appenroth. Cytosolic and chloroplastic NADP-dependent isocitrate dehydrogenase in Spirodela polyrhiza. Regulation of activity by metabolites in vitro // J. Plant Physiology. - 2002. - V.159. - P. 231-237.
  2. T.I. Rakhmanova, T.N. Popova. Regulation of 2 Oxoglutarate Metabolism in Rat Liver by NADP Isocitrate Dehydrogenase and Aspartate Aminotransferase // Biochemistry (Moscow). – 2006. -Vol.71, No.2. - P. 211 217.
  3. A.N. Pashkov, S.S. Popov, A.V. Semenikhina, T.I. Rakhmanova. Glutathione system state and activity of some NADPH-producing enzymes in rats liver under melatonin action at norm and toxic hepatitis // Bull. Exp. Biol. Med. (Moscow). – 2005. – V. 139, No. 5. – P. 520-524.
  4. A.N. Pashkov, S.S. Popov, A.V. Semenikhina, T.I. Rakhmanova. Oxidative status of rat serum blood at toxic damage of liver and melatonin action // J. Theoret. and Pract. Med. (Moscow). – 2006. – V. 4, No. 1. – P. 93-96.
  5. E.M. Andreescheva, T.N. Popova, V.G. Artyukhov, T.I. Rakhmanova, L.V. Matasova. The intensity of free radical oxidation and catalytic properties of rat liver NADP-isocitrate dehydrogenase in the norm and toxic hepatitis // Biomed. Chemistry (Moscow). – 2006. – V. 52, No. 2. – P. 153-160.
  6. M.M. Sviridov, A.V. Semenikhina, T.N. Popova. Catalytic properties of rat liver 6-phosphogluconate dehydrogenase in the norm and toxic hepatitis // Biomed. Chemistry (Moscow). – 2006. – V. 52, No. 5. – P. 479-488.
  7. O.A. Safonova, T.N. Popova, V.G. Artyukhov, L.V. Matasova. Cytoplasmic NAD-malate dehydrogenase functioning peculiarities in rat myocardium at ischemia conditions // Bull. Exp. Biol. and Med. (Moscow). – 2005. - V. 140, No. 7. – P. 31-34.
  8. O.A. Safonova, T.N. Popova, V.G. Artyukhov, L.V. Matasova. Free radical oxidation intensity and regulation of NADP-dependent malate dehydrogenase activity in rat cardiomyocytes in norm and under ischemia // Biomed. Chemistry (Moscow). – 2005. – V. 51, No. 3. – P. 311-321.
  9. O.A. Safonova, T.N. Popova, V.G. Artyukhov, L.V. Matasova. Oxidative status and functioning of NAD-dependent malate dehydrogenase in mitochondria of rat cardiomyocytes in norm and under ischemia // Voprosi Biol., Med. and Pharm. Chemistry (Moscow). – 2005. – No. 1. – P. 50-53.
  10. L.V. Matasova, A.V. Semenikhina, T.N. Popova. The influence of ascorbate and iron joint reception on free radical processes intensity in stomach and intestines tissues of rats // Voprosi Biol., Med. and Pharm. Chemistry (Moscow). – 2005. – No. 2. – P. 9-13.
  11. A.N. Pashkov, S.S. Popov, A.V. Semenikhina, L.V. Matasova, T.N. Popova. Melatonin influence on oxidative status, citrate content and aconitate hydratase activity in rat liver under toxic hepatitis // Probl. of Endocrinol. (Moscow). – 2005. – V. 51, No. 6. – P. 41-43.
  12. T. Popova, M.A.A. Pinheiro de Carvalho, L. Matasova, L. Medvedeva. Regulation of mitochondrial NADP-isocitrate dehydrogenase in rat heart during ischemia / Mol. and Cell. Biochem. - 2007. – Vol. 294. – P. 97-105. – DOI: 10.1007/s11010-006-9249-9. Article on-line: 2006. (http://www.springerlink.com/(xdfdun55stfvfcfd2zikvxyk)/app/home/contribution.asp).
Description of previous and present experience in International Cooperation -
Previous participation in EU’s Framework Programme projects

RIC
Региональный информационный центр
научно-технологического сотрудничества с ЕС
 

Предложение о партнерстве для совместного участия в 7РП

Воронежский государственный университет - Использование новых биологически активных молекул; Метаболимика.

Вернуться назад
Дата заполнения 04.07.2008
Название организации Воронежский государственный университет
Адрес организации Россия, 394006, Воронеж, Университетская пл., 1
Подразделение/отдел Биолого-почвенный факультет, Кафедра медицинской биохимии и микробиологии
Контактное лицо Попова Татьяна Николаевна, доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой
Телефон +7-4732-208278
Факс +7-4732-208755
E-Mail tpopova@bio.vsu.ru
Сайт http://www.vsu.ru
Тип организации
  • Научно-исследовательская
  • Образовательная
Специальная программа
Тематическое направление
Продукты питания, сельское, рыбное хозяйство и биотехнологии (KBBE)
Идентификационный номер конкурса
Номер(а) тем(ы) и название Использование новых биологически активных молекул; Метаболимика.
Крайний срок подачи заявок
Краткое описание Вашей организации Воронежский государственный университет (ВГУ) сформирован на базе Юрьевского университета, эвакуированного в г. Воронеж в 1918 году. Юрьевский (изначально – Дерптский) университет, учрежденный в 1802 году указом Российского императора Александра I в г. Дерпт (позже - Юрьев, ныне Тарту), являлся вторым российским университетом. Университет стал центром образования, науки и культуры Центрально-Черноземного региона и продолжает выполнять эти функции в настоящее время. Обучение студентов в Воронежском госуниверситете сейчас проводится на 17 факультетах. Выпускники университета работают в 90 странах мира. Кафедра медицинской биохимии и микробиологии была открыта на биолого-почвенном факультете ВГУ в 1997 году. Рабочая группа кафедры (более 10 человек, из них 7 имеют ученые степени) владеет большим опытом работы в области исследования организации и регуляции клеточного метаболизма, энзимологии. Результаты исследований сотрудников кафедры за последнее время нашли свое отражение в 10 кандидатских диссертациях, десятках публикаций в центральных журналах, материалах международных и российских конференций по биологической и медицинской тематике. Проводимая на кафедре научно-исследовательская работа неоднократно поддерживалась российскими и международными грантами.
Краткое описание предложения о партнерстве Наша команда может внести вклад в решение фундаментальной проблемы биохимии, связанной с исследованием функционирования антиоксидантной системы (АОС) и ферментов окислительного метаболизма, способных лимитировать свободнорадикальное окисление (СРО), при патологических состояниях, сопряженных с окислительным стрессом (экспериментальные модели токсического поражения печени, ишемии миокарда и мозга, гипертиреоза у крыс), а также при действии веществ-протекторов (тиоктовой кислоты, цитрата, мелатонина и ряда синтетических веществ, полученных на химическом факультете Воронежского госуниверситета). Оценка интенсивности свободнорадикальных процессов в исследуемых тканях осуществляется методом биохемилюминесценции, дающим интегральную характеристику уровня СРО, путем определения содержания первичных продуктов пероксидного окисления липидов – диеновых конъюгатов, фрагментации ДНК как показателя степени развития апоптоза. Проводится определение активности ферментов АОС (супероксиддисмутаза, каталаза, глутатионредуктаза и глутатионпероксидаза) и уровня неферментативных антиоксидантов (α-токоферол, цитрат, глутатион) в печени, миокарде, мозге и сыворотке крови при патологических состояниях и действии протекторов. Осуществляется также исследование функционирования аконитазы, цитратсинтазы, НАД- и НАДФ-изоцитратдегидрогеназ, НАД- и НАДФ-малатдегидрогеназ, глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы и 6-фосфоглюконатдегидрогеназы в норме, при развитии патологического процесса и действии веществ-протекторов с применением очищенных ферментных препаратов. Проводится исследование регуляции экспрессии этих ферментов. Получение информации о свойствах ферментов, способных косвенно участвовать в регуляции интенсивности СРО в организме, позволит приблизиться к пониманию новых аспектов сопряжения и регуляции активности ферментативного и неферментативного компонентов антиоксидантной системы в функционально различных тканях млекопитающих при патологиях, связанных с развитием оксидативного стресса, и действии веществ-протекторов. Исследование биохимических основ регуляции образования активных форм кислорода с помощью веществ-протекторов способствует выяснению молекулярных механизмов предотвращения интенсификации СРО - универсального неспецифического звена в патогенезе заболеваний.
Ключевые слова Свободно-радикальное окисление Антиоксидантная защита Ферменты окислительного метаболизма Патологии Вещества-протекторы
Публикации по теме
  1. T.N. Popova, T.I. Rakchmanova, K.-J. Appenroth. Cytosolic and chloroplastic NADP-dependent isocitrate dehydrogenase in Spirodela polyrhiza. Regulation of activity by metabolites in vitro // J. Plant Physiology. - 2002. - V.159. - P. 231-237.
  2. Т.И. Рахманова, Т.Н. Попова. Регуляция метаболизма 2-оксоглутарата под действием NADP-изоцитратдегидрогеназы и аспартатаминотрансферазы в печени крысы // Биохимия. - 2006. – Т.71, Вып.2. – С.266-274.
  3. А.Н. Пашков, С.С. Попов, А.В. Семенихина, Т.И. Рахманова. Состояние системы глутатиона и активность некоторых НАДФ-генерирующих ферментов в печени крыс при действии мелатонина в норме и при токсическом гепатите // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. – 2005. - Т. 139, № 5. – С. 520-524.
  4. А.Н. Пашков, С.С. Попов, А.В. Семенихина, Т.И. Рахманова. Оксидативный статус сыворотки крови крыс при токсическом поражении печени и действии мелатонина // Журнал теоретической и практической медицины. - 2006. – Т.4, №1. – С. 93-96.
  5. Е.М. Андреещева, Т.Н. Попова, В.Г. Артюхов, Т.И. Рахманова, Л.В. Матасова. Интенсивность свободнорадикального окисления и каталитические свойства NADP-изоцитратдегидрогеназы в печени крыс в норме и при токсическом гепатите // Биомедицинская химия. – 2006. – Т.52, вып.2. – С.153-160.
  6. М.М. Свиридов, А.В. Семенихина, Т.Н. Попова. Каталитические свойства 6-фосфоглюконатдегидрогеназы из печени крысы в норме и при токсическом гепатите // Биомедицинская химия. – 2006. – Т. 52, вып. 5.– С. 479-488.
  7. О.А. Сафонова, Т.Н. Попова, В.Г. Артюхов, Л.В. Матасова. Особенности функционирования цитоплазматической NAD-малатдегидрогеназы из миокарда крысы в условиях ишемии // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. – 2005. - Т. 140, № 7. - С. 31-35.
  8. О.А. Сафонова, Т.Н. Попова, В.Г. Артюхов, Л.В. Матасова. Интенсивность свободнорадикального окисления и регуляция активности НАДФ-зависимой малатдегидрогеназы в кардиомиоцитах крысы в норме и при ишемии // Биомедицинская химия. 2005. – Т. 51, № 3. – С. 311-321.
  9. О.А. Сафонова, Т.Н. Попова, В.Г. Артюхов, Л.В. Матасова. Оксидативный статус и функционирование NAD-зависимой малатдегидрогеназы в митохондриях кардиомиоцитов крысы в норме и при ишемии // Вопросы биологической, медицинской и фармацевтической химии. – 2005. - № 1. – С. 50-53.
  10. Л.В. Матасова, А.В. Семенихина, Т.Н. Попова. Влияние совместного приема аскорбата и железа на интенсивность свободнорадикальных процессов в тканях желудка и кишечника крыс // Вопросы биологической, медицинской и фармацевтической химии. – 2005. - № 2. – С. 9–13.
  11. А.Н. Пашков, С.С. Попов, А.В. Семенихина, Л.В. Матасова, Т.Н. Попова. Влияние мелатонина на оксидативный статус, содержание цитрата и активность аконитатгидратазы в печени крыс при токсическом гепатите // Проблемы эндокринологии. - 2005. – Т. 51, №6. - С.41-43.
  12. T. Popova, M.A.A. Pinheiro de Carvalho, L. Matasova, L. Medvedeva. Regulation of mitochondrial NADP-isocitrate dehydrogenase in rat heart during ischemia / Mol. and Cell. Biochem. - 2007. – Vol. 294. – P. 97-105. – DOI: 10.1007/s11010-006-9249-9. Article on-line: 2006. (http://www.springerlink.com/(xdfdun55stfvfcfd2zikvxyk)/app/home/contribution.asp).
Описание предыдущего
и настоящего опыта участия
Вашей команды в европейских
или международных конкурсах/программах
-
Есть ли у вас опыт участия
в проектах Рамочных программ ЕС?
Нет